• Главная
  • Врачи
  • Услуги
    • Артрология
    • Беременость
    • Гастроэнтерология
    • Гинекология
    • Детская клиника
    • Маммология
    • Отоларингология
    • Планирование семьи
    • Прерывание беременности
    • Проктология
    • Роды
    • Урология
    • Флебология
    • Анализы
    • Гастроскопия
    • Колоноскопия
    • Маммография
    • УЗИ 3D-4D
    • УЗИ беременным
    • УЗИ органов
  • О Клинике
  • Отзывы
    • О клинике
    • Артрология
    • Ведение беременности
    • Гастроэнтерология
    • Гинекология
    • ЛОР
    • Маммология
    • Проктология
    • Рассказы о родах
    • Роды
    • УЗИ
    • Урология
    • Флебология
  • Контакты
(499) 113-43-32 с 8:00 до 21:00 без выходных
Меню

Дети

Вернуться к оглавлению

ЛИХОРАДКА

Лихорадка - повышение температуры выше нормы.
Нормальной для человека является температура тела 36,0-36,9. В течение дня температура тела может меняться. Наиболее высокая температура между 17.00-19.00 часов, наиболее низкая в 4.00-7.00 утра.
Постоянство температуры тела поддерживается процессами теплопродукции и теплоотдачи, которые находятся под контролем центральной нервной системы, а именно, под контролем гипоталамуса. Соответственно, гипоксия (дефицит кислорода), внутричерепная травма, инфекционные заболевания, поражения центральной нервной системы, ее аномалии могут быть причиной неадекватной терморегуляции.
Причины повышения температуры:

  1. Внешние - высокая температура окружающей среды. К этому фактору очень чувствительны дети, особенно незрелые, недоношенные.
  2. Внутренние - связаны с состоянием самого организма.

Умеренное повышение температуры до 37,5 может отмечаться и у здоровых детей. Например, под влиянием повышенной физической активности или при психоэмоциональном возбуждении у ребенка. Однако, чаще всего повышение температуры выше нормы - сигнал заболевания.
Обычно лихорадкой называют изменение теплового баланса, вызванное действием на центр терморегуляции веществ-пирогенов.
Пирогены образуются в очагах воспаления при бактериальных и вирусных инфекциях, при воспалении аллергической природы, при травмах, кровоизлияниях, опухолях.
Лихорадка при инфекционных заболеваниях носит обычно защитно-приспособительный характер. Течение болезни и исходы инфекционных заболеваний, сопровождавшихся повышением температуры- лучше, чем без ее повышения или при искусственном необоснованном снижении температуры.
Однако у детей раннего возраста лихорадка при инфекционных заболеваниях часто переходит гипертермическое состояние и теряет защитное значение. При этом имеет место стойкое повышение температуры до крайне высоких цифр - 39,5-40,0 градусов и выше, состояние ухудшается. Такое повышение температуры опасно для жизни ребенка и требует принятия неотложных мер по снижению температуры.
Надо помнить, что у ослабленных детей, страдающих гипотрофией, у детей с дыхательной недостаточностью, сердечными заболеваниями, поражением центральной нервной системы (энцефалопатия), переход лихорадки в гипертермическое состояние может произойти и при умеренном повышении температуры до 38,0.
Таким детям необходимо мероприятия по снижению температуры начинать при температуре выше 37,7.Что делать, если у ребенка повысилась температура выше нормы:

  • Вызвать педиатра
  • Оказать первую помощь:
    • Увеличить теплоотдачу (ребенка раздеть, обтереть полуспиртовым раствором. На лоб положить холодный компресс. Обязательно обильное питье).
    • Дать жаропонижающее средство.
    • Проветривание комнаты.
  • Для уточнения причины лихорадки показаны общий анализ мочи, крови. Часто консультация ЛОР-врача.

ЖИДКИЙ СТУЛ (ДИАРЕЯ)

ЖИДКИЙ СТУЛ часто называют поносом, медицинское название этого состояния - диарея.
ДИАРЕЯ - это обычно учащение стула, сопровождающееся изменением характера стула от кашицеобразного до водянистого.
Причина диареи - заболевание кишечника: инфекционные (дизентерия, сальмонеллез, другие кишечные инфекции), глистные инвазии, неспецифические воспалительные процессы (болезнь крона, неспецифический язвенный колит), новообразования, постоперационные состояния, аллергические заболевания, авитаминозы, эндокринные заболевания (тиреотоксикоз) , неврогенные.

Тактика при диарее:

  1. Вызвать педиатра
  2. Диета по назначению врача
  3. Отпаивание дробное (чай, вода, по назначению врача - Регидрон )
  4. При инфекционной диарее - активированный уголь или энтеросгель
  5. Обследование по назначению врача:
    • Общий анализ крови
    • Общий анализ мочи
    • Копрология
    • Посев кала на кишечную группу
    • УЗИ органов брюшной полости
    • Серологическое исследование при инфекции
    • Биохимический анализ крови (электролиты, мочевина, креатинин, печеночные пробы)
    • Кал на ПЦР при некоторых инфекциях
  6. Консультация гастроэнтеролога (по назначению педиатра)
    План обследования и лечение необходимо проводить по назначению врача, эти мероприятия всегда индивидуальны для каждого пациента.

КАШЕЛЬ

Кашель в жизни человека, а тем более ребенка встречается исключительно часто. Популярное мнение, что вылечить кашель проще простого, может принести немало вреда, став основой неправильно выбранной противокашлевой терапии. Бездумное использование противокашлевых препаратов, может не только не помочь, но даже ухудшить состояние ребенка.

Для правильного выбора применения противокашлевой терапии у детей необходимо знать:

  • причины кашля
  • особенности формирования кашлевого рефлекса в детском возрасте.
  • Механизма действия используемых противокашлевых препаратов

Кашель – физиологический защитный механизм, способствующий выведению из дыхательных путей слизи, экссудата или инородного тела.
Причин к возникновению кашля в детском возрасте довольно много. Однако в ряде случаев он может быть связан с заболеваниями других органов и систем (центральной нервной системы средостения).
В решении вопроса о необходимости и рациональном выборе противокашлевого лечения необходимо участие врача.Диагностика включает:

  • Тщательное изучение анализа болезни (учитывают ее начало и сочетание симптомов).
  • Уточнение характера кашля: продолжительность, время возникновения в течение суток, сезонность, наличие мокрот, взаимосвязь с провоцирующими факторами: интенсивность, болезненность и др.
  • Анализ аллергологического статуса
  • Лабораторные исследования (общий анализ крови, биохимический анализ крови, анализ крови на внутриклеточные инфекции, посев мокроты на флору и др.)
  • Осмотр оториноларинголога
  • Рентгенография грудной клетки в нескольких проекциях.
  • Аллергологическое обследование
  • Исследование функций внешнего дыхания
  • Постановка р. манту, проведение бронхоскопии и др. дополнительные обследования.

Детальная характеристика симптома кашля, наряду с уточнением анализа и результатами клинического обследования, позволит установить правильный диагноз и назначить адекватную терапию.

КИШЕЧНАЯ КОЛИКА

Кишечные колики встречаются у большинства грудных детей, чаще всего в возрасте от 3 недель до 3 месяцев, как правило, этим термином обозначают кристообразную боль в животе, но иногда – любой необъяснимый приступ сильного плача.
Кишечные колики обусловлены спазмами различных отделов кишечника и желудка, недоеданием или перееданием, аэрофагией, назначением неадекватной для данного ребенка, пищи.

Типичная картина кишечной колики: спокойный и безмятежный ребенок внезапно начинает кричать, подтягивает колени к животу; иногда отходят газы или кал. Приступ продолжается от 10 мин. до нескольких часов.
При наличии длительной кишечной колики, прежде всего надо исключить хирургическое заболевание – инвагинацию, ущемление грыжи, аппендицита. Поэтому необходима консультация педиатра и, при необходимости, хирурга.

  • нельзя перекармливать или недокармливать ребенка, после кормления ребенку дают отрыгнуть воздух.
    При кормлении из бутылочки можно расширить отверстие в соске, что облегчит ток жидкости и предупредит заглатывания воздуха.
  • ребенок утешится, если его взять на руки и потихоньку укачивать.
  • если утешить ребенка не удается, его надо просто оставить в покое.
  • можно назначить капли с симетиконом.

АНЕМИЯ (от слова "бескровие, малокровие")

Это состояние, характеризующееся уменьшением числа эритроцитов и снижением уровня гемоглобина в единице объема крови.

Анемии делятся на три основные группы:

  1. Постгеморрагические - вследствие кровопотерь
  2. Вследствие нарушенного кровообращения
  3. Вследствие повышенного кроворазрушения - гемолитические

К анемиям, вызванным нарушением кровообразования в детском возрасте относят:

  • Железодефицитную анемию
  • Витамин В12-дефицитную анемию
  • Апластические анемии

Железодефицитной анемией страдает почти половина детского населения земного шара. Железодефецитная анемия расценивается как фактор повышенного риска у детей раннего возраста. Дефицит железа влечет более частую заболеваемость детей острыми респираторными инфекциями, пневмонией, рахитом - соответственно в 2,5-4 раза чаще, чем у здоровых детей.

Причиной железодефицитной анемии могут быть кровопотери. У детей это, прежде всего, паразитарные поражения кишечника. Железо является составным компонентом различных белков, наиболее важный из них - гемоглобин. Функция гемоглобина заключается в переносе кислорода от легких к тканям. Витамин В12 –дефицитная анемия
Развивается при недостаточном поступлении витамина В12 в организм, нарушении его всасывания в кишечнике.

Апластическая анемия
Это снижение кроветворения в костном мозге.

Проявляется анемия бледностью кожи и слизистых оболочек. Возможны: слабость, головные боли, головокружения, обмороки, снижение успеваемости в школе, нередко отмечается сухость кожи, трещины в углах рта. Волосы ребенка становятся ломкими, жесткими, сухими, выпадают.
Нервная система, мозг нуждаются в большом количестве кислорода, переносимого гемоглобином. При его дефиците изменяется поведение детей. Они становятся плаксивыми, раздражительными, малоподвижными. У детей 1-го года жизни отмечают чаще отставание в психомоторном развитии, чем в физическом.
Для дефицита железа характерен кариес зубов в результате нарушения обмена в эмали.
Постоянной жалобой родителей является отсутствие аппетита у ребенка, а у детей старшего возраста - извращение вкуса, желание есть землю, глину, мел, пристрастие к резким запахам (керосина, бензина и др.)
Для диагностики анемии необходим общий анализ крови ( подсчет гемоглобина, числа эритроцитов, их формы и величины).
При необходимости определяется уровень сывороточного железа, железосвязывающая способность сыворотки крови, миелограмма - при апластической анемии.

Группу риска по анемии составляют дети с аллергическими поражениями кожи и слизистых оболочек (эксСудативный диатез), с респираторными и кишечными заболеваниями, глистными инвазиями, дети, родившиеся с большой массой тела, врожденной гипотрофией, от многоплодной беременности, недоношенные, а также от матерей, страдающих анемией.
Профилактика анемия у детей начинается с профилактики анемии у матерей во время беременности. Важным фактором в профилактике является грудное вскармливание (дети на грудном вскармливании в 3-4 раза реже страдают анемией).
Рациональное питание должно включать в себя потребление достаточного количества мясных блюд, фруктов, овощей.
Лечение должно начинаться с устранения причины, вызвавшей анемию.

РАХИТ

Если у Вашего малыша появилось: беспокойство, повышенная возбудимость, вздрагивание, ухудшился сон, начинает вертеть головой, отмечается «облысение» затылка, повышенное потоотделение с характерным кислым запахом, на коже появляется упорная потница, отмечается повышение тонуса мышц, появление запоров, необходимо задуматься о наступающем рахите. Рахит – это заболевание, при котором нарушается обмен кальция, фосфора и отмечается дефицит активного метаболита витамина Д. Рахит относится к обменным заболеваниям с преимущественным поражением костей. Болеют рахитом дети преимущественно первых 2-х лет жизни. Первые симптомы обычно появляются в возрасте 1-2 мес. Легкие формы встречаются у 60% детей 1-го года жизни.

Предрасполагающие факторы к развитию рахита со стороны мамы во время беременности и кормления грудью:

  • токсикозы
  • нерациональное питание
  • несоблюдение режима дня
  • тяжелые заболевания во время беременности
  • осложненные роды

Со стороны ребенка предрасполагают к развитию рахита:

  • неправильное вскармливание ребенка (дефицит белка, кальция, фосфора, витаминов)
  • недостаточная двигательная активность ребенка (тугое пеленание ребенка, нерегулярное проведение гимнастики, массажа)
  • недостаточное пребывание на свежем воздухе
  • заболевание кожи, почек, печени.

Лечение рахита обычно комплексное. Основным препаратом является витамин Д3 водный раствор. Профилактическую дозу витамина Д определяет лечащий врач.
Если рахит не лечить, остаются стойкие костные деформации скелета, присоединяется сколиоз, плоскостопие, может развиться деформация костей таза, очень часто развивается кариес молочных, а затем и постоянных зубов, отставание в росте. Частым спутником рахита является анемия.
В школьном возрасте может появиться близорукость. Для диагностики рахита необходимо обратиться к педиатру, который на основании клиники и лабораторных данных (анализа крови на щелочную фосфатазу, фосфор, кальций, Rg-графии костей ) сделает заключение по заболеванию.

ГНОЙНОЕ ОТДЕЛЯЕМОЕ И (ИЛИ) ПОКРАСНЕНИЕ ГЛАЗ

Конъюнктивиты - самое распространенное заболевание глаз. На их долю приходится до 30% всей глазной патологии. Однако у детей первого года жизни нам чаще приходится сталкиваться с врожденной непроходимостью носослезного протока и, как следствие этого, дакриоциститом новорожденных.
Лечение данного заболевания начинается немедленно по установлению диагноза. Если проходимость путей не восстанавливается, то пациентам проводится процедура зондирования носослезного канала в установленном порядке. Как правило, после данной процедуры рецидивов дакриоцистита новорожденных больше не бывает.
При обнаружении у ребенка конъюнктивита без патологии слезоотводящих путей, берется мазок с конъюнктива на микрофлору и назначается соответствующее лечение.

КОСОГЛАЗИЕ У ДЕТЕЙ

Содружественное косоглазие - частая форма патологии зрения. Оно встречается у 0,5-1,5%. Помимо косметического недостатка, весьма тягостного в психологическом отношении, косоглазие сопровождается серьезным расстройством бинокулярных и монокулярных функций. Это затрудняет зрительную деятельность больных косоглазием и ограничивает возможность выбора профессии в будущем.
Ребенку проводятся необходимые исследования для выявления причин косоглазия, ведется динамическое наблюдение и своевременная коррекция.

БОЛЬ В УШАХ

Согласно статистике, 70% детей в возрасте до 4-х лет хотя бы однажды жаловались на боль в ушах.
Боль в ушах встречается при: остром евстахиите (туботите), острых наружном и среднем отите.
Острые средние отиты и евстахииты (туботиты), как правило, осложняют течение ОРВИ, некоторых детских инфекций (корь, скарлатина).
Острый наружный отит может развиваться после травмы наружного слухового прохода, инфицировании кожи слухового прохода (купание в общественных местах), быть проявлением системного фурункулёза, сахарного диабета, экземы.

Обследование:

  1. Осмотр ЛОР-врача.
  2. Общий анализ крови.
  3. Мазки отделяемого из слухового прохода на микрофлору и чувствительность к антибиотикам.
  4. При рецидивных отитах – аудиометрия, импедансометрия (тимпанометрия).

Затруднение носового дыхания

Затруднение носового дыхания у детей может быть следствием как острых, так и хронических заболеваний ЛОР-органов.
Причиной остро возникшего затруднения носового дыхания могут быть травмы носа, острые насморки, острые синуситы, аллергическая реакция, инородные тела.
Длительно существующее затруднённое дыхание является симптомом аденоидов, хронических синуситов, хронических ринитов (вазомоторного, аллергического, гипертрофического), искривления перегородки носа, полипов.

Обследование:

  1. Осмотр ЛОР-врача.
  2. Эндоскопия полости носа.
  3. Рентгенологическое обследование (рентгенография околоносовых пазух, носоглотки), компьютерная томография околоносовых пазух.
  4. Мазки отделяемого из носа на микрофлору и чувствительность к антибиотикам.
  5. Мазки со слизистой носа на эозинофилы при подозрении на аллергический характер процесса.

БОЛЬ В ЖИВОТЕ

Боли в животе сопровождают многие болезни, в том числе вне живота (плеврит, корешковые боли и другие).

Боли в животе:

  1. Органические рецидивирующие боли - возникают при хронических болезнях кишечника. У школьников с такими болями в 40-70% случаев выявляется Н.ру1оп, а еще у 10-20% гастрит или болезненность желчного пузыря (дискинезия желчных путей).Их лечение дает хороший эффект.
  2. Острый живот — чаще всего связан с аппендицитом, кистой яичника.
    Симптомы:
    нарастающие боли в животе вплоть до шока, вздутие кишечника, боли при пальпации, симптомы раздражения брюшины.
    Требует срочной госпитализации, с консультацией хирурга.
  3. Функциональные рецидивирующие боли ( в течение 6 месяцев и более). Не имеют органической природы и не сопровождаются другими симптомами. Это психогенные боли. Могут снижать активность ребенка, хотя и не сильно нарушают самочувствие. Локализуются чаще вокруг пупка, длится от 15 минут до 2-3 часов и исчезает с положительными эмоциями (интересная передача на ТВ, приход друзей, каникулы и др.) При сочетании с расстройством стула уместен Д/з: синдром раздраженной кишки.

Боли в животе могут быть связанны с приемом пищи или возникать независимо от еды. В зависимости от срока возникновения болей в животе следует различать ранние и поздние боли. Ранние боли появляются во время еды или в течение ближайшего получаса. У детей эквивалентом ранних болей является чувство быстрого насыщения во время еды. Ранние боли наблюдаются при эзофагитах, гастритах. Поздние боли возникают натощак, днем через 1-2 ч. после еды или ночью.
Поздние боли свойственны гастриту, дуодениту, гастродуодениту язвенной болезни 12 перстной кишки.

Боли в правом подреберье характерны для заболеваний желчевыводящих путей. Опоясывающие боли с преимущественной локализацией слева и выше пупка отмечаются при панкреатите. Боли по всему животу обычно наблюдаются при энтероколитах. Боли в правой подвздошной области характерны для аппендицита.

Важно уточнить характер болевого синдрома. Боли могут возникать приступообразно, и носить характер колющих, или наоборот - могут беспокоить постоянно. Тогда они бывают тупыми, ноющими. Боли у детей 1-го года жизни проявляются общим беспокойством, плачем, обычно дети стучат ножками. Чаще это наблюдается при метеоризме, и после отхождения газов дети успокаиваются.

РВОТА У ДЕТЕЙ

Дети раннего возраста склонны к рвоте.
Рвота возникает при раздражении рвотного центра при различных инфекциях, интоксикациях, травматическом повреждении черепа и т.д. Ее особенностью является внезапность появления. Рвоте при острых и хронических гастритах, кишечных инфекциях и пищевых токсикоинфекциях обычно предшествует тошнота, что отличает ее от рвоты обусловленной раздражением рвотного центра.

Разновидностью рвоты у детей 1-го года жизни являются срыгивания, которые возникают без усилия, то есть без напряжения брюшного пресса. Срыгивания могут быть признаком начала кишечной инфекции. Однако часто срыгивания наблюдаются у практически здоровых детей. Более детальное исследование позволяет исключить «короткий» пищевод, ахалазию кардии.

У детей при правильном воспитании и технике может сформироваться привычная рвота, возникающая почти при каждом кормлении ребенка.
У детей первых месяцев жизни может наблюдаться рвота фонтаном. Это типичный признак пилоростеноза, всегда являющийся показанием для более детального исследования.
От истинной рвоты и срыгиваний следует отличать выброс пищи и жидкости, не дошедших до желудка, что наблюдается при врожденном и приобретенном (чаще после ожогов кислотами и щелочами) стенозов пищевода. Рвота не единственный симптом сопровождающей боли в животе.

ЗАПОРЫ У ДЕТЕЙ

Запор - это затруднение акта дефекации или отсутствие самостоятельного опорожнения кишечника в течение определенного времени, которое зависит от возраста ребенка. У новорожденного ребенка, находящегося на естественном вскармливании, стул должен быть не менее 2 раз в сутки. Для детей, находящихся на искусственном вскармливании, до года запором считается отсутствие самостоятельного стула в течение суток. Для детей до 6 месяцев запором считается не только отсутствие самостоятельного стула в течение суток, но и появление твердого оформленного кала. У детей дошкольного и школьного возраста запор - отсутствие самостоятельного стула в течение суток.

Для некоторых людей (по разным данным от 3 до 10%) нормальным является опорожнение кишечника один раз в 2 - 3 суток. Обычно такие особенности носят наследственный характер, но данный ритм дефекаций обычно устанавливается к 7 -10 годам.
Запор - проблема, которая может появиться в любом возрасте.

Виды запоров.

Запоры могут быть вызваны врожденными анатомическими дефектами толстой и прямой кишки - они называются органическими (чаще всего подлежат хирургическому лечению).
В подавляющем большинстве случаев у детей встречаются функциональные запоры, которые обусловлены нарушениями механизмов регуляции моторной деятельности желудочно-кишечного тракта (дисфункция ЖКТ).
Псевдозапоры - при гипогалактии, частых и обильных срыгиваниях, вялом сосании.
Запоры могут быть спастическими, гипотоническими или атоническими и смешанными.

Причины развития функциональных запоров.

  1. У детей грудного возраста еще не сформированы механизмы регуляции пищеварения и адаптационные возможности. Поэтому любое изменение питания может привести к появлению дисфункции кишечника, одним из проявлений которой является запор.
  2. Длительное употребление механически и термически щадящей пищи (протертые блюда, пюре, кисели, и т.п.), отсутствие в рационе продуктов, содержащих грубую клетчатку или пищевые волокна, употребление высококалорийной, малообъемной пищи, злоупотребление продуктами, обладающими закрепляющим действием.
  3. Дисфункция центральной и вегетативной нервной системы, органическое поражение головного и спинного мозга, мышечная гипотония и гиподинамия.
  4. Психоэмоциональный стресс.
  5. Бесконтрольное использование некоторых лекарств (смекта, имодиум, бифидумбактерин, ферментативные препараты).
  6. Частое использование клизм и слабительных угнетает собственный рефлекс на опорожнение кишечника.
  7. Запор часто сопутствует заболеваниям других органов: эндокринопатии, психические и неврологические заболевания, муковисцидоз, миастения, язвенная болезнь желудка, прямой кишки (трещины, геморрой) и др.
  8. При глистной инвазии запор может быть практически единственным симптомом.
  9. Дисбактериозы кишечника часто сопровождаются запорами.
  10. Запоры часто сопровождают заболевания, протекающие с лихорадкой.
  11. Рахит.

Профилактика запоров.

  1. Организация правильного режима дня и благоприятной психологической атмосферы.
  2. Максимально длительное сохранение естественного вскармливания у детей раннего возраста и организация правильного режима и качества питания у детей старшего возраста.
  3. Своевременное введение прикорма.
  4. Соблюдение питьевого режима.
  5. Нормализация двигательного режима.
  6. Выработка рефлекса на дефекацию.
  7. Профилактика (лечение) рахита.
  8. Общеукрепляющий массаж (способствует укреплению мышц брюшной стенки).
  9. Лечение сопутствующих заболеваний.

Лечение функциональных запоров у детей - непростое дело, требует длительного времени. Необходимо обратить внимание, что слабительные препараты применяют у детей в крайне редких случаях. При первых признаках проявления дисфункции ЖКТ необходима консультация гастроэнтеролога.

ДИСБАКТЕРИОЗ

Дисбактериоз кишечника - нарушение равновесия в качественном и(или) количественном составе флоры кишечника. В кишечнике живут "хорошие" бактерии, помогающие организму переваривать пищу, вырабатывать витамины и т.п. Но если иммунная система организма не в порядке или хороших бактерий маловато, то в кишечник могут проникнуть и размножиться "плохие" микроорганизмы (стафилококк, кандида и др.).

Дети особенно чувствительны к такому неблагоприятному фону, как дисбактериоз кишечника. В последние 10 лет увеличилась частота таких форм дисбактериоза, которые сопровождаются псевдоаллергическими реакциями на пищу, расстройствами пищеварительной системы.

Это связано с ухудшением экологической обстановки, часто встречающейся патологией беременности, ранним переходом на искусственное вскармливание и неправильным питанием детей до 1 года, а также нерациональным использованием во время беременности матери и с первых дней жизни ребенка различных медикаментозных средств (в том числе антибиотиков).

Дисбактериоз кишечника, возникший на первом году жизни, может привести к формированию в более старшем возрасте таких заболеваний, как дискинезия желчевыводящих путей и кишечника, хронические гастродуоденит, колит, проктосигмоидит, атонический дерматит, нейродермит, бронхиальная астма. За счет ослабления иммунной системы ребенок с дисбактериозом кишечника может часто и длительно болеть.

Дисбактериоз кишечника требует коррекции. Нарушения микрофлоры легче корригируются в грудном возрасте, и за счет устранения неблагоприятного фона осуществляется не только лечение имеющихся дисфункциональных расстройств, но и профилактика развития тех заболеваний, о которых говорилось выше.

Диагноз дисбактериоза ставится по данным анализа на дисбактериоз и жалобам. Для лечения применяют КИП (комплексный иммуноглобулиновый препарат), бактериофаги, бифидумбактерин, ацилакт, бификол, лактобактерин, примадофилюс, линекс и др. Если у ребенка отмечаются кожные проявления (атопический дерматит, крапивница, пиодермия), то, наряду с общим лечением (ферменты, стабилизаторы мембран тучных клеток) и коррекцией дисбактериоза кишечника, применяется местное лечение.

При правильном вскармливании и уходе риск развития и рецидивов дисбактериоза кишечника значительно уменьшается (соответственно уменьшается и риск развития хронических заболеваний, возникающих на фоне дисбактериоза).

Мы рекомендуем, по возможности, как можно дольше сохранять грудное вскармливание. Если по каким-то причинам это невозможно, то переход на искусственные адаптированные смеси должен осуществляться постепенно. Также постепенно вводится прикорм.

Другим важным фактором в питании ребенка грудного возраста является стабильность. Учитывая несовершенство пищеварительной функции детей до 1 года, каждое новое блюдо в их рационе является стрессовым фактором, требующим адаптации. Поэтому частые необоснованные изменения питания могут вызывать развитие дисбактериоза.

Желательно сдать анализ кала на дисбактериоз при появлении неблагоприятных стрессовых факторов: любое заболевание, ослабляющее иммунную систему (корь, ветряная оспа, грипп, скарлатина, кишечные инфекции и т.д.); изменение характера питания; переезд в другую климатическую зону; пищевые отравления; использование антибиотиков, сульфаниламидов, гормональных препаратов; плановые оперативные вмешательства; сильные психоэмоциональные воздействия. Также желательно сделать анализ при появлении запоров, поносов, плохого аппетита или сна, болях в животе, кожных "аллергических" высыпаний.
 

Когда дисбактериоз лечить не нужно.

Существуют ситуации, когда нарушения в составе нормальной кишечной флоры не требуют микробиологической коррекции.

Состояние микрофлоры кишечника у детей до 3 лет очень вариабельно. Различные факторы, такие как прорезывание зубов, ОРЗ, введение новых продуктов могут приводить к нарушениям состава микрофлоры кишечника. Эти отклонения могут быть временными и не приводить к нарушениям функций кишечника. Если дисбактериоз кишечника не сопровождается стойкими проблемами со стороны желудочно-кишечного тракта (запоры, поносы, непереваренная пища, слизь или зелень в кале, непереносимость каких-то продуктов, боли и вздутие живота, обильные срыгивания или рвоты, снижение аппетита), аллергическими реакциями (экзема, атопический дерматит, пищевая аллергия), отставанием в развитии, то можно избрать выжидательную тактику и лечения не проводить. Но при этом нужно проводить контрольные исследования фекалий на состояние микрофлоры (кал на дисбактериоз), чтобы знать какая идет динамика, и хватает ли организму собственных сил для выравнивания баланса кишечной микрофлоры.

У более старших детей и взрослых встречаются компенсированные формы дисбактериоза кишечника, когда возможностей организма хватает, чтобы дисфункция не развилась. Обычно у таких людей длительно отсутствует или резко снижен какой-либо из трех видов нормальной кишечной флоры (бифидобактерии, лактобактерии, кишечная палочка), но при этом может быть увеличено количество других нормальных бактерий, и тогда эти бактерии берут на себя функции недостающих. Если человек не предъявляет никаких жалоб, микробиологической коррекции проводить не нужно.

Есть ситуации, когда в кишечнике присутствует условно-патогенная флора, устойчивая к терапии, но при этом опять же жалоб нет. Это может быть связано с низкой протеолитической активностью ферментов этой флоры или, иначе говоря, низкой патогенностью (болезнетворностью). В этих случаях можно оставить эту слабо патогенную флору в покое.

Существуют вторичные дисбактериозы кишечника, возникающие на фоне других заболеваний, сопутствующие им и проходящие практически самостоятельно при излечении от основного заболевания. Такими заболеваниями являются: глистные и паразитарные инвазии; хронические инфекционные заболевания (геликобактериоз, микоплазмоз, хламидиоз и др.); эндокринные заболевания (сахарный диабет, тиреотоксикоз и т.д.). Обычно дисбактериоз в этих случаях отягощает течение основного заболевания, но лечить нужно, прежде всего, главную причину, ограничившись минимальной микробиологической коррекцией нарушений состава микрофлоры кишечника.

Таким образом, при решении вопроса о необходимости коррекции дисбактериоза врач должен, прежде всего, ориентироваться на состояние пациента. В ситуациях, когда дисбактериоз не вызывает стойких отклонений от нормальных функций организма можно избрать выжидательную тактику с контролем динамики или ограничиться поддерживающей терапией.

Также не требуют микробиологической коррекции следующие отклонения в составе кишечной микрофлоры:

  • увеличение количества кишечной палочки с нормальной ферментативной
    активностью (более 300 - 400 млн/г);
  • увеличение количества кишечной палочки со сниженной ферментативной
    активностью (более 10%), если нет жалоб;
  • увеличение количества энтерококков более 25%, если нет жалоб; присутствие негемолизирующих кокков (эпидермальный или сапрофитный стафилококк, стрептококки) до 25%, если нет жалоб;
  • наличие условно-патогенных микробов (гемолизирующая кишечная палочка, протей, клебсиелла, лактозонегативные энтеробактерии, золотистый стафилококк) в количествах, не превышающих 10%, если нет жалоб (это могут быть
    транзиторные бактерии);
  • наличие грибов Сапс11с1а в количестве 104 или любых условно-патогенных бактерий в количестве, не превышающем 103 (нормальные значения);
  • любое увеличение числа бифидо- и лактобактерий;
  • снижение числа бифидо- и лактобактерий до 106 ;
  • снижение количества кишечной палочки с нормальной ферментативной активностью до 100 млн/г у детей до 1 года и до 200 млн/г у старших детей и взрослых;
  • снижение количества кишечной палочки с нормальной ферментативной активностью не требует назначения коли-содержащих препаратов (колибактерин), т.к. чаще всего такое снижение является вторичным в ответ на существование в организме очагов хронической инфекции (часто глистов), и кишечная палочка самостоятельно восстанавливается при ликвидации этих очагов.

Если врач видит выраженный дисбактериоз по анализам, но при этом отсутствуют какие-либо существенные жалобы, т.е. происходит несоответствие анализа клинической картине, то нужно обязательно подробно выяснить, правильно ли собран анализ (стерильная посуда и ложка для забора материала, сроки доставки в лабораторию). При сомнениях, анализ желательно повторить.

АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ

Аллергия - проявление повышенной чувствительности к аллергену в ответ на повторные контакты с ним. Различают аллергены бытовые (домашняя, библиотечная пыль), грибковые, животного происхождения (шерсть, перхоть, слюна), лекарственные, пищевые, микробные, растительные и др.

Интенсивность аллергической реакции зависит от природы аллергена, его дозы, путей поступления в организм, наследственной предрасположенности, состояния иммунной системы, а также от факторов окружающей среды (температуры воздуха, влажности, скорости ветра и т.д.). Немаловажное значение имеют и экологические факторы, состояние психоэмоциональной сферы, особенности обмена веществ, сопутствующие заболевания.

Основными жалобами могут быть:

  • респираторные: насморк, кашель, одышка
  • кожные проявления: покраснение, зуд, сыпь, отеки
  • желудочно-кишечные: срыгивания, рвота, боли в животе, неустойчивый стул
  • нервно-психические: утомляемость, раздражительность, головные боли
  • глазные: слезотечение, зуд и покраснение глаз
  • гематологические: эозинофилия, тромбоцитопения и пр.
  • гемодинамические: изменения артериального давления.

Особое место занимает бронхиальная астма, характеризующаяся повышенной чувствительностью слизистой бронхов к различным аллергенам и неспецифическим раздражителям (холодный воздух, газ и т.д.), и которую можно заподозрить у детей с рецидивирующими приступами кашля, одышки, удушья, частыми бронхитами.
Учитывая большое разнообразие клинических проявлений, трудности в определении виновных аллергенов, склонность к хронизации и утяжелению течения аллергических заболеваний, необходима как можно более ранняя их диагностика.

При подозрении на аллергическое заболевание необходимо проведение следующих диагностических мероприятий:

  • тщательный сбор анамнеза, клиническое обследование
  • общий анализ крови с определением лейкоцитарной формулы, общий анализ мочи
  • исследование кала на гельминты
  • исследование функции внешнего дыхания (спирография, пикфлоуметрия) у детей с 5 лет
  • рентгенография грудной клетки
  • определение газов артериальной крови, что позволяет выявить скрытую дыхательную недостаточность
  • аллергологические тесты (кожные пробы в период ремиссии, определение уровня общего 1дЕ и антиген-специфических IgЕ, провокационные пробы)
  • иммунологический анализ крови

Для диагностики и лечения аллергических заболеваний также необходимы консультации следующих специалистов: аллерголога, дерматолога, оториноларинголога, офтальмолога, гастроэнтеролога, пульмонолога, психоневролога.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

  1. С трудом сохраняет внимание во время выполнения задания или тренинга.
  2. Часто переходит от одного незакрепленного действия к другому.
  3. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
  4. Не слушает обращённую к нему речь.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Не может играть тихо, спокойно.
  7. Не может сидеть спокойно, когда это требуется.
  8. Мешает другим, пристаёт к окружающим.

Первичное обследование:

  1. Консультация невропатолога.
  2. ЭХО-ЭГ,ЭЭГ,УЗДГ сосудов головного мозга.
  3. Консультация психолога, психиатра.
  4. Консультация окулиста с обследованием глазного дна.